Наложение шин из подручного материала


Отработка норматива по ПСП и ТСП 11.5

Главная / Конспекты / Нормативы по ПСП и ТСП 01.02.2016 09:43

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Цель: обеспечить системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально-прикладные умения и навыки работ по оказанию первой помощи пострадавшим.

Отработать:

1.На правильность; 2.На время

Время выполнения.
отлично хорошо удовл.
2 мин

20 с

2 мин

30 с

2 мин

40 с

При наложении шины на плечо (голень) пострадавший сидит (лежит) на земле, а обучаемый работает в удобном для себя положении.

Шина накладывается на обмундирование (время подготовки шины не входит в норматив). Предварительного наложения повязки не требуется. Перевязочный материал, шины находятся рядом с обучаемым.

Выполнение приема при переломе костей плеча заканчивается подвешиванием руки на косынку (бинт, ремень), при переломе костей голени – закреплением повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).

 Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

  1. Недостаточно точно подогнана шина.
  2. Недостаточная фиксация шины.
  3. Нарушение последовательности работы при наложении шины.

Если наложенная шина не дает необходимой иммобилизации раненой  конечности, оценка ставится «неудовлетворительно».

Нажимая на кнопку, Выпринимаете условия

Пользовательского соглашения

fireman.club

НОРМАТИВ № 7 – НАЛОЖЕНИЕ НА ПЛЕЧО И ПРЕДПЛЕЧЬЕ ШИНЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: при наложении шины на плечо «раненый» сидит на земле, а обучаемый работает в удобном для себя положении. Шина накладывается на обмундирование (время подгонки шины входит в норматив, предварительного наложения повязки не требуется, шина находится рядом с обучаемым). По команде: «ШИНУ НА ПЛЕЧО (ПРЕДПЛЕЧЬЕ) НАЛОЖИТЬ!» обучаемый накладывает шину. Выполнение норматива заканчивается подвешиванием руки на косынку (бинт, ремень).

Название норматива Содержание норматива Порядок и последовательность выполнения норматива Категория Время выполнения норматива на оценку (мин. с.)
отл. хор. уд.
Наложение шины из подручных материалов ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОСТЕЙ ПЛЕЧА. Сделать отломки плечевой кости неподвижными (иммобилизировать их), придать верхней конечности неподвижное положение. 1. Согнуть руку в локтевом суставе под прямым углом, ладонь к животу, пальцы полусогнуты. 2. В подмышечную впадину положить комок ваты (можно свернуть валиком пилотку) который укрепить бинтом через надплечье здоровой руки. 3. Шину отмоделировать по размерам и контурам поврежденной руки (на здоровой руке) так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой стороны и проходила через спину по надлопаточной области (больной стороны), а затем по задне-наружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев, т.е. захватывала всю конечность. 4. Шину прибинтовать к руке и частично к туловищу с помощью колосовидной повязки (норматив№ 3). 5. Подвесить руку на косынке (ремне) или прибинтовать к туловищу. Солдаты 3.15 3.45 4.15
Ошибки Снижающие оценку На один балл 1. Шина недостаточно подогнана. 2. При наложении шины неосторожное обращение с поврежденной конечностью. 3. Шина недостаточно зафиксирована. 4. Нарушена последовательность при наложении шины.
До «неудовлетворительно» 1. Наложенная шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности.
Наложение шины из подручных материалов при переломе костей ПРЕДПЛЕЧЬЯ. Сделать отломки кости предплечья неподвижными (иммобилизировать их), придать верхней конечности неподвижное положение. 1. Подогнать и отмоделировать шину так, чтобы она верхним концом доходил верхней трети плеча, а нижним – до кончиков пальцев. 2. Согнуть руку в локтевом суставе под прямым углом ладонью к животу, пальцы должны быть полусогнуты. 3. Наложить шину по наружной поверхности предплечья и по наружной задней поверхности плеча. 4. Прибинтовать шину к руке, а забинтованную руку подвесить на косынке или ремне. Солдаты 2.40 3.10 3.40
Ошибки Снижающие оценку На один балл 1. Шина недостаточно подогнана. 2. При наложении шины неосторожное обращение с поврежденной конечностью. 3. Шина недостаточно зафиксирована. 4. Нарушена последовательность при наложении шины.
До «неудовлетворительно» Наложенная шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности.

НОРМАТИВ № 8 – НАЛОЖЕНИЕ НА НИЖНЮЮ КОНЕЧНОСТЬ ШИНЫ КРАМЕРА.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: при наложении шины на нижнюю конечность «раненый» лежит на земле, а обучаемый работает в удобном для себя положении. Шина накладывается на обмундирование, время подгонки шины входит в норматив, предварительного наложения повязки не требуется, шина находится рядом с обучаемым. По команде: «ШИНУ КРАМЕРА НАЛОЖИТЬ!» обучаемый накладывает шину

Название норматива Содержание норматива Порядок и последовательность выполнения норматива Категория Время выполнения норматива на оценку (мин. с.)
отл. хор. уд.
Наложение шины на БЕДРО И ГОЛЕНЬ. Сделать отломки бедренной кости неподвижными (иммобилизировать их), придать нижней конечности неподвижное положение. 1. Одну шину положить снаружи нижней конечности так, чтобы она верхним концом упиралась в подмышечную впадину, а нижним выступала несколько за подошву. 2. Вторую, более короткую шину, положить по внутренней поверхности так, чтобы ее верхний конец упирался в промежность, а нижний выступал за подошву. 3. Под верхние концы шины и в область суставов подложить вату. 4. Прибинтовать шины к ноге, а верхнюю часть наружной шины к туловищу. 5. При переломе костей голени дополнительно к шине Крамера накладывают две боковые фанерные шины. Солдаты 4.10 4.40 5.10
Ошибки Снижающие оценку На один балл 1. Шина недостаточно подогнана. 2. При наложении шины неосторожное обращение с поврежденной конечностью. 3. Шина недостаточно зафиксирована. 4. Нарушена последовательность при наложении шины.
До «неудовлетворительно» 1. Наложенная шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕПА И МОЗГА.

Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют следующие повреждения мозга:СОТРЯСЕНИЕ, УШИБ (КОНТУЗИЯ), И СДАВЛИВАНИЕ.

Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы: головокружение, головная боль, тошнота и рвота.

Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга. Основные симптомы: потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия - пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме. При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ДВИЖЕНИЙ КОНЕЧНОСТИ, МИМИКИ И Т. Д.

Первая помощь заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение. К голове прикладывают пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Если пострадавший без сознания, необходимо очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксированно-стабилизированное положение.

Это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами.

Перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей: при переломах нижней челюсти - путем наложения пращевидной повязки, при переломах верхней - введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

ВНИМАНИЕ!ТРАНСПОРТИРОВКУ ПОСТРАДАВШИХ В СОЗНАНИИ С РАНЕНИЯМИ ГОЛОВЫ, ПОВРЕЖДЕНИЯМИ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА И ГОЛОВНОГО МОЗГА СЛЕДУЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НА НОСИЛКАХ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ. ТРАНСПОРТИРОВКУ ПОСТРАДАВШИХ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ СЛЕДУЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ В ПОЛОЖЕНИИ НА БОКУ.

ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА.

Перелом позвоночника - чрезвычайно тяжелая травма. Признаком ее является сильнейшая боль в спине при малейшем движении. Пострадавшему необходимо создать покой, уложив его на ровную твердую поверхность - деревянный щит, доски. Эти же предметы используют для транспортной иммобилизации. ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОСКИ И В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА НОСИЛКАХ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ.

ВНИМАНИЕ!КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОСТРАДАВШЕГО С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА САЖАТЬ И СТАВИТЬ НА НОГИ.

ПЕРЕЛОМ КОСТЕЙ ТАЗА.

Перлом костей таза - одна из наиболее тяжелых костных травм, часто сопровождается повреждением внутренних органов и тяжелым шоком. БОЛЬНОГО СЛЕДУЕТ УЛОЖИТЬ НА РОВНУЮ ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ, НОГИ СОГНУТЬ В КОЛЕННЫХ И ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВАХ, БЕДРА НЕСКОЛЬКО РАЗВЕСТИ В СТОРОНЫ (ПОЛОЖЕНИЕ ЛЯГУШКИ), ПОД КОЛЕНИ ПОЛОЖИТЬ ТУГОЙ ВАЛИК ИЗ ПОДУШКИ, ОДЕЯЛА, ШИНЕЛИ, СЕНА И Т. Д. ВЫСОТОЙ 25-30 СМ.

7. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ

СДАЛИВАНИИ КОНЕЧНОСТЕЙ.

Синдром возникает в результате длительного сдавливания конечности тяжелым предметом. Позиционное сдавливание может быть при длительном (более 6 часов) нахождении пострадавшего на твердой поверхности в одном положении. Синдром может возникать у пострадавших с повреждением костей, суставов и внутренних органов.



infopedia.su

Учебно-методическую базу ОБЖ — своими руками!

     Основной лечебной мерой при ранениях костей и суставов является покой поврежденного участка тела. Состояние покоя создается иммобилизацией (обездвиживания в месте перелома кости, путём фиксирования двух прилегающих к перелому сустава), служащей средством борьбы с болью и основным профилактическим противошоковым мероприятием. Особенно велико значение иммобилизации при переломах костей и повреждениях суставов.       При иммобилизации отломки костей фиксируют в месте перелома, что в значительной мере облегчает специальную хирургическую обработку и в конечном итоге способствует скорейшему заживлению перелома. Кроме того, иммобилизация перелома действует щадящим образом на надкостницу, окружающую мускулатуру, нервы и сосуды, предохраняет их от ранений отломками костей, предупреждает возникновение боли и кровотечения, то есть предупреждает развитие шока.       Перелом, правильно иммобилизованный при оказании первой помощи, заживает быстрее, чем перелом, обработанный без иммобилизации. Следовательно, иммобилизация является основным условием специального лечения переломов, вывихов и растяжений связок.

      В качестве средств иммобилизации могут использоваться плоские узкие предметы, прикрепляемые к раненому участку тела при помощи бинта, веревки или косынки. Эти средства иммобилизации называются шинами. Чтобы шины не давили на ткани тела, перед наложением на тело на их кладут слой ваты и обматывают бинтом.

      Табельные шины прекрасно подходят для иммобилизации сломанной конечности, но к сожалению часто их не оказывается под рукой в нужный момент. В таких случаях необходимо использовать шины из подручного материала. Для этого могут быть использованы полоски фанеры, доски, дощечки, дранка, лучины, палки, жерди, хворост, ветви деревьев, тростник, камыш, ивовые прутья, солома в пучках, трава с высокими стеблями, кора деревьев, полоски картона, сетчатые отходы штамповочного производства, пластины из пластмасс и др.

     На второй урок, на котором будет изучаться техника иммобилизации, каждый ученик должен принести шину из подручного материала для иммобилизации перелома голени или бедра. Шина должна быть подготовлена к накладыванию: подогнана по росту и телосложению ученика, обложена (особенно в местах прилегания к костным выступам) мягким материалом (ватой, ветошью, листьями и т. п.) и обернута бинтом.

     Как уже упоминалось для учебных целей санитарную сумку желательно доукомплектовать, вложив в неё складную шину, изготавливается которая из нескольких прямоугольников 3-5 мм. фанеры размером 300х70 мм. склёпанных между собою как складной метр (фотография внизу), шина распрямляется до нужных размеров и фиксируется проволокой или суровыми нитками, данная шина универсальна, может применяться для иммобилизации рук и ног, существенно расширяет возможности санитара по оказанию помощи в полевых условиях.

Page 2

      Самым щадящим способом транспортировки пострадавших является переноска их на носилках. При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов. Учиться их изготовлению следует заблаговременно.      Носилки легко могут быть изготовлены из двух жердей и одеял или простыней, плащ-палатки, куска брезента, из тюфячной наволочки, двух мешков, одного — двух пальто, лямок, веревок, проводов и тому подобного материала.      Чем больше вариантов имитации санитарных носилок известно учащимся, тем скорее в сложной ситуации они найдут лучший способ переноски пострадавшего.      Целесообразно в школе изготовить учебные модели носилок (масштаб 1:10), созданных из всевозможных подручных средств, и выставить их для осмотра всеми учащимися. Это будет развивать смекалку и находчивость у обучаемых.

     Способы изготовления санитарных носилок из разнообразных подручных материалов описаны в общедоступных учебниках, книгах, брошюрах, на сайтах в интернете.

     Переноска пострадавших на носилках — тяжелый труд, поэтому естественно стремление заменить переноску вывозом: летом — на колесных приспособлениях, а зимой — на санках (волокушах). Модели этих приспособлений изготавливаются в том же масштабе, что и модели носилок.      Для облегчения переноски пострадавших на носилках применяется носилочная лямка, которая разгружает руки носильщиков, переносит тяжесть носилок на мышцы спины. Производительность труда носильщиков при применении носилочной лямки увеличивается в среднем в два раза. Носилочную лямку можно сшить из прочной хлопчатобумажной ткани (брезента). Она представляет собой двойной пояс длиной 3600 мм, шириной 65 мм. с металлической пряжкой на конце.      На расстоянии 1 м от пряжки нашит клапан из ткани, под него пропускают другой конец лямки и придают ей вид восьмерки, так, чтобы образовались две петли, служащие для удерживания ручек носилок.

xn----btbkgwqdm.xn--p1ai

Техника наложения шин

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Типы шин

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса. Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Шина Дитерихса и техника ее наложения

Данный вид применяют при переломах бедра во избежание движений в области таза. Техника наложения шин проста и не требует специальных знаний. Сама конструкция состоит из двух планок, а также подошвенной пластины. Пластины подгоняются под размер человека: конец наружной вставляют в подмышечную впадину, конец внутренней упирается в пах. В область лодыжек прокладывают ватные прокладки.  Концы обеих пластин должны немного выступать за подошву. К самой подошве также прочно привязывают пластину. Туловище человека совместно с конструкцией обвязывают ремнями. Шаг ремней — 25-30 см.

Шина Крамера и ее правильно положение

Эта лечебная шина применяется при переломе верхних и нижних конечностей. Вначале врач моделирует форму на себе, затем ее прикладывают к поврежденной конечности больного, пустоты прокладываются ватой. Конструкция обматывается бинтами. Шина Крамера также подходит при повреждении связок и сухожилий. Накладывание такое же, как и при травме кости.

Основные правила наложения шин

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы. Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу. Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Интересно почитать — какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Наложение шины при различных переломах

Верхние конечности

При переломе предплечья кость фиксируется шиной Крамера с двух сторон: тыльной и лицевой. Через шею прокидывается косыночная повязка и фиксирует руку в согнутом положении. Перелом плечевого сустава иммобилизуют, фиксируя два соседних сустава. При переломе пальца пострадавший фаланг фиксируют к соседним здоровым пальцам.

Нижние конечности

При отсутствии сподручных материалов самым простым способом считается привязать больную ногу к здоровой. Сами правила наложения шины состоят в следующем: сломанная нога с трех сторон обкладывается пластинами, задняя начинается от подошвы и заканчивается под лопаткой, размер внешней боковой пластины — от подошвы до подмышечной впадины, внутренняя боковая —  охватывает расстояние от промежности до конца ноги. Транспортные шины фиксируют ремнями. Транспортировка происходит в лежачем положении.

Плечевой пояс

При переломе ключицы достаточно подложить в подмышечную впадину валик из ваты и надеть на руку косынку, перекинутую через шею. Перелом лопатки иммобилизируют отводящей шиной со скелетным вытяжением. Если нет смещения отростков, то перелом фиксируют повязкой Дезо. Это самостоятельная конструкция, которую можно носить в течение месяца.

Ребра

При переломе ребер шинирование состоит в том, чтобы обездвижить их при дыхании. Наилучшим способом считается обвязать грудь простыней, дав выполнять дыхательную функцию мышцам живота. Пострадавшему не стоит разговаривать и принимать лежачее положение, чтобы обломками ребер не повредить внутренние органы.

Позвоночник

При повреждении позвоночника шину из жесткого материала накладывают в рост человека. В этом случае особенностью является то, что пострадавшему нельзя двигаться. Его аккуратно перекладывают на место укладки конструкции, тело фиксируют ремнями. Шаг ремня — до 30 см.

Кости таза

Такой вид травмы, особенно перелом копчика, часто сопровождается сильными болевыми ощущениями. Иммобилизация больного происходит в положении лежа с подложенным валиком под бедра. Фиксация перелома шейка бедра происходит по принципу повреждения нижних конечностей. Такие травмы опасны повреждением кровеносных сосудов.

Шея

Повреждения шеи фиксируют воротником Шанса, который не дает двигаться голове. Это объемная плотная ватно-марлевая повязка, имеющая разные размеры — от младенца до взрослого человека. Ее можно носить несколько недель в зависимости от показания врача, снимая на ночь.

otravmah.com


Смотрите также